Сибириада Токтогула
Вернемся еще к одному спорному моменту судьбы Токтогула. «Каторжная одиссея», как его окрестил «Литературный Кыргызстан» («ЛК, №10, 1990, с. 129), началась в 1898 году, когда из Намангана поэт этапом был отправлен в Москву. Об этом более подробно пишет Ж.Жылкыбаев в своих воспоминаниях: «По рассказам Токтогула, большинство пути они шли пешком, на телеге, иногда на пароходе, и наконец, до Москвы добрались поездом…» (О.Сооронов. В кн. «Знакомый и незнакомый Токтогул», изд. «Турар», Бишкек, 2014, с. 90.) В Москве Токтогул провел полгода, с ноября-декабря 1898 года по июль следующего, 1899 года, в Центральной пересылочной тюрьме. Затем Токтогул был отправлен в Тобольскую каторжную тюрьму, где он находился до 17 марта 1900 года. Затем – Тюмень, еще пятнадцать месяцев, вплоть до июля 1901 года. Из Тюмени путь лежал в печально знаменитый Александровский централ под Иркутском.
Александровский централ — Александровская центральная каторжная тюрьма, одна из каторжных тюрем дореволюционной России. Учреждена в 1873 г. в селе Александровском Иркутского уезда на территории бывшего Александровского винокуренного завода, основанного в 18 веке.
В Александровском централе (с 1873 г.) содержались уголовные преступники, высылаемые из европейской части России на каторжные работы в Восточную Сибирь. В двух корпусах размещались 33 общих и 21 одиночная камера, рассчитанные на тысячу заключенных. Фактически же заключенных было намного больше. В 1889 г. тюрьма сгорела, восстановлена в 1891 г.
Кроме Центральной каторжной тюрьмы, в селе Александровском с 1889 г. находилась Александровская центральная пересыльная тюрьма. Она предназначалась для временного содержания ссыльных, отправляемых в Иркутскую губернию, Якутскую и Забайкальскую области. «Партии ссыльно-поселенцев, следующих на поселение по Иркутской губернии, кроме Киренского округа, отправляются из пересыльной тюрьмы в течение всего года, а следующие в Киренский округ и Якутскую область — во время летней навигации по р.Лене, а каторжные 1-го и 2-го разрядов, следующие к отправке в Забайкальскую область, отсылаются туда во время летней и зимней навигации по озеру Байкалу», — сказано в Положении об Александровской пересыльной тюрьме. Через неё прошли некоторые видные деятели будущего большевистского государства: Ф.Дзержинский (1902г.); М.Фрунзе (1914г.); С.Орджоникидзе (1915-16гг.) и др.
Каторжане Александровской каторжной тюрьмы
Сроки заключения в каторжной тюрьме составляли от 4 лет до вечной каторги («бессрочники», «вечники»). В пересыльной — от 1 месяца до 2,5 лет.
До сентября 1901 года Токтогул числился каторжным 1-го разряда. В Российской империи того времени каторжане делились на три разряда:
1-ый разряд - самый строгий;
2-ой разряд – ссыльнокаторжные;
3-ий разряд – вольнопоселенцы.
По мере отбытия срока наказания и исправления каторжане переводились в последующие разряды.
В 1904 году в связи с рождением наследника престола вышел высочайший указ, по которому ссыльнокаторжные 1-го разряда переводились во 2-ой разряд, а второразрядные определялись на жительство в Сибири. Указ был от 11 августа 1904 года, и уже 26 августа Токтогулу Сатылган уулу была определена местом проживания Яндинская волость Балаганского уезда. Токтогул жил на станции Куйтун и работал на железной дороге и в мастерских на подсобных работах. Теперь он мог свободно передвигаться, правда, лишь на территории Забайкальской области, имел даже паспорт – годичный («ЛК, №10, 1990, с. 130).
Спорно не это, спорно последующее утверждение буквально всех изданий о том, что Токтогул бежал из каторги в 1910 году.
Например, в «Краткой литературной энциклопедии пишется: «По ложному обвинению Т.С. был арестован и сослан в Сибирь. Ему удалось бежать в 1910г., и он вернулся на родину. ( «КЛЭ, т. 7, 1972 г. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-5321.htm).
Да и в узкоспециальной «Музыкальной энциклопедии написано следующее: «В 1898 году по ложному обвинению был приговорён к смертной казни, заменённой каторгой в Сибири, откуда в 1910 году бежал…» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music).
Таким образом, получается, что Токтогул Сатылган уулу пробыл в ссылке в общей сложности 12 лет, а это совсем не соответствует истине. И здесь прав К.Молдокасымов, который утверждает о том, что требовалась легенда, и она начала создаваться. Оказывается, это, мягко говоря, ложное сведение взято всеми публикациями из воспоминаний Джартакова, записанных в свое время Саткыном Сасыкбаевым. В частности, Джартаков утверждал, что знаком с Токтогулом еще с Андижанской тюрьмы и все последующее время они находились вместе; он был якобы свидетелем того, как в 1901 году Токтогул совершил свой первый побег («ЛК, №10, 1990, с. 129).
Во-первых, Токтогул никогда не был в Андижанской тюрьме, он был в Наманганской тюрьме. Во-вторых, никакого первого побега поэта с каторги тоже не было, потому что, если бы Токтогул был пойман после первого побега, то его никогда не перевели бы в разряд ссыльнопоселенцев. В-третьих, в 1901 году во время якобы первого побега Джартаков никак не мог быть рядом с Токтогулом, потому что он был в это время в Иркутске, тогда как Токтогул еще находился в Тобольске или Тюмени.
Тогда почему же так написали? На это К.Молдокасымов даёт недвусмысленный ответ: «Давайте не забывать, когда впервые появились эти воспоминания. Они были опубликованы газетой «Советская Киргизия» в 1937 году – когда отмечался первый официальный юбилей Токтогула – 75-летие его рождения. (Хотя, конечно, дата была довольно искусственная, ведь Токтогул, как мы знаем сейчас, был рожден в 1864 году)… Но в 1937 году наступило уже новое время. Сегодня мы хорошо знаем – какое. Создавались и упрочивались новые социалистические мифы, легенды. Требовались свои герои и мученики, нужны были поэты, восславляющие социалистическую явь… И в такой вот атмосфере было решено отметить первый юбилей Токтогула. Наверное, переусердствовали. Хотелось, чтобы в судьбе Токтогула всего было больше: трагедии, революционности, социализма, героики… Как будто подлинная человеческая жизнь не может быть более достоверным слепком эпохи…» («ЛК, №10, 1990, с. 130)
Вернее и лучше не скажешь. Действительно, разве нельзя было просто сказать правду, ведь жизнь Токтогула не нуждается в приукрашивании и политической правке, пора в нашей исторической науке переходить от легенд к достоверным фактам. Прав здесь К.Молдокасымов, трижды прав.
Я бы еще добавил, Токтогул не нуждается в приукрашивании, но… и в очернении тоже нет необходимости. Особенно на пороге большого юбилея.