Добавить статью
6:41 26 Апреля 2013 133237
Происхождение кыргызского народа
(часть 2)

(часть 1)

Решающим моментом в процессе формирования кыргызского народа явилось возрождение унаследованной от древних тюрок дуальной этнополитической организации - «онг канат» («правое крыло») и «сол канат» («левое крыло»), с возникновением которой мы можем говорить о восхождении этнической истории собственно кыргызских родоплеменных объединений и местных древнетюркских и могольских племен к новой фазе - фазе сложения кыргызской народности.

О времени создания подобной дуальной системы у кыргызов сообщается в упомянутом китайском сочинении: «Постепенно население увеличилось; всем охоты не хватало и по этой причине среди них поднялась борьба за землю. От разладов никто пользы не добился. 220 лет тому назад они сообща вели мирные переговоры и разделили население на равные части. Выделили два подразделения, выбрали из богатых двух предводителей, каждому указали владения: земли, реки, горы. Разделились на две ветви - северную и южную. Южная называлась - отуз-огул, северная - кыргыз. Именование ветви является названием изначально главного племени. Каждая делилась внутри на ветви ».

Хронологические указания о создании такой дуальной системы у кыргызов, полученные маньчжурскими чиновниками Восточного Туркестана после опроса кыргызских старейшин и знатоков генеалогии, могут быть отнесены к началу ХVI в. Они свидетельствуют о начале важнейшего этапа этнической и социально-политической истории кыргызских племенных объединений, организованных теперь не только по принципу кровнородственных связей, но и в рамках более жесткой структуры территориально-политической организации.

Другое предание о происхождении кыргызов и возникновении у них дуальной организации зафиксировано в анонимном сочинении под названием «Шаджарат ал-атрак», представляющем собой переработку недошедшей до нас рукописи «Тарих-и арба-и улус», обычно приписываемой Улугбеку .

При изложении легендарной истории тюрко-монгольских племен автор «Шаджарат ал-атрак» рассказывает следующее предание. Через тысячу лет после смерти Огуз-хана, во время правления Ильхана ибн Тенгиз-хана, Шах Афридун-Тур ибн Фаридун с многочисленным войском отправился в Мавераннахр и Туркестан. Тогда Суюнч-хан, который был восьмым правителем татар, воспользовавшись удачным моментом для отмщения потомкам Огуз-хана, соединился с Туром ибн Фаридуном и они вместе напали на Ильхана. В жестоком сражении моголы были разгромлены и полностью уничтожены. Живыми остались только сын Ильхана Кыян и его племянник Нокуз, а также две женщины, которые скрывались в горах Эркене-Кун. Позже от их потомства произошли монголы (Кыят И Дарлекиен). «По другим рассказам, - продолжает анонимный автор, - во время поражения из народа моголов сорок девушек бежали в одном направлении и тридцать юношей бежали в другом направлении. От потомков тех сорока девушек произошли кыргызы, а от потомков тридцати юношей отуз огулы произошли». Хотя легенда о поражении моголов во главе с Ильханом от войска Шаха Афридун-Тура и татарского правителя Суюнч-хана с разной степенью полноты приводится почти во всех трудах мусульманских авторов по всеобщей истории, но упомянутую легенду о происхождении кыргызов и деление их на две ветви - кыргыз и отуз-огул - мы находим только в «Шаджарат ал-атрак».

Очевидно, это связано с тем, что время написания «Шаджарат ал-атрак» хронологически совпадает с эпохой завершения формирования кыргызской народности на Тянь-Шане во второй половине ХV - начале ХVI в., в рамках дуальной этнополитической структуры «онг» - «правое крыло» и «сол» - «левое крыло».

Таким образом, если китайский источник фиксирует реальное деление родоплеменной структуры кыргызов на «кыргыз» («правое крыло») и «отуз-огул» («левое крыло»), то анонимный автор «Шаджарат ал-атрак» пытается объяснить, каким образом и когда произошло подобное деление. Очевидно, при этом была принята за основу народная этимология этнонима «кыргыз» - «сорок девушек», которая была весьма распространена как среди кыргызского народа, так и других, соседних народов Средней и Центральной Азии.

В «Маджму ат-таварих» Сайф ад-дина Ахсикенди возникновение «онг» - «правого крыла» и «сол» - «левого крыла» связывается с борьбой кыргызов Андижана против кара-китаев в ХII в., а само создание этой дуальной организации приписывается прибывшему из Багдада Имаму Ибрахиму. Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал (эту область) мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому - сол. Создание у кыргызов правого и левого крыла было делом Имама Ибрахима Султан 3аранджиша. (Это) было в 521 (1127) г., когда Имам Ибрахим Султан Малик 3аранджиш завоевал Касан».

Хронологические указания Сайф ад-дина Ахсикенди относительно времени возникновения этой организации в свете рассмотренных выше сведений более достоверного источника «Си-юй чжи» представляются весьма преувеличенными. Очевидно, автор «Маджму ат-таварих» специально приписывает это чрезвычайно важное в жизни кыргызского общества событие одному из генеалогических предков суфийских шейхов Касана Имаму Ибрахиму 3аранджишу с целью упрочения позиции суфийских шейхов Ферганы среди кыргызских племен.

К тому же дуальная структура, столь характерная форма социально-политической и этнической организации кочевых народов Средней и Центральной Азии, ничего общего с исламской религией не имеет и возникла намного раньше, чем Арабский халифат.

Возникнув в глубокой древности из нужд военного построения, эта система вскоре превратилась в постоянный военно-административный принцип этнополитической организации формировавшихся народностей кочевников Центральной Азии. Впервые проявившись в законченной форме на первых же этапах образования империи гуннов в III-II вв. до н. э., дуальная этническая структура наиболее полное развитие получила в тюркских и уйгурских каганатах. Особенно ярко все элементы этой структуры проявились В 3ападно- Тюркском и Тюргешском каганатах, а легендарные сказания огузов приписывают создание дуальной системы прародителю западнотюркских племен Огуз-хану, разделившему громадный огузский эль на учуков и бузуков.

Так или иначе, дуальная этнополитическая организация (структура военно-административной организации) имела прочные корни в социально-политической и этнической истории тюркоязычных племен Центральной Азии и. проявлялась в большинстве случаев вместе с созданием новой государственной общности, с появлением новой господствующей этнополитической группировки.

Почти одновременное появление в сочинениях среднеазиатских авторов ХVI в. - «Шаджарат ал-атрак» к «Маджму ат-таварих» - легендарных преданий о возникновении у кыргызов реально существующей в это время дуальной организации (кыргыз и отуг-огул или «онг» и «сол» ) и следует рассматривать как попытку в доступной форме объяснить жителям западных областей Средней Азии происхождение сравнительно новой этнополитической общности - кыргызского народа, самостоятельное существование которого в северо-восточных районах Средней Азии в конце ХV - начале XVI в. стало реальным фактом.

Разумеется, процесс разделения кыргызских родоплеменных объединений на два «крыла» начался в результате действия определенных экономических, политических, этнических, демографических и географических факторов. В плане этническом создание дуальной организации диктовалось необходимостью консолидации всего населения Кыргызстана под властью кыргызских племен. На существование определенного демографического фактора намекает сообщение китайского источника о том, что «постепенно население увеличилось, всем охоты не хватало, и по этой причине среди них поднялась борьба за землю». Несомненно, этот фактор создавал определенную напряженность внутри еще аморфного общества и также требовал создания соответствующей организации, способной своевременно уладить возникающие внутренние конфликты.

С другой стороны, политическая самостоятельность Кыргызстана, определившаяся после падения государства Моголистан в начале XVI в., способствовала дальнейшему развитию внутренних хозяйственно-экономических и этнических связей. Вместе с тем связи между северными и южными районами, разделенными мощными отрогами Тянь-Шаня, развивались гораздо медленнее, чем внутри этих двух областей. В то же время родоплеменные объединения, входившие в «правое крыло», в большей степени тяготели к городам Восточного Туркестана, тогда как племена «левого крыла» экономически были тесно связаны с оседлыми районами Ферганской долины.

На разделение кыргызских племен на «онг» - «правое крыло» и «сол» - «левое крыло», исходя из географического фактора, указывают и сообщения Белека Солтоноева. Северные и южные кыргызы разделились на две ветви (во времена Тагай-бия). Границей между ними стали горы Ала-Тоо (Тянь-Шань). Тем племенам, которые проживали на правой стороне (северные склоны Ала-Тоо), дали название «онг», а племенам, проживавшим на левой стороне (южные склоны Ала-Тоо), дали название «сол», - утверждает автор « Истории киргизов» со ссылкой на исторические предания кыргызского народа.

Однако, как показывают сведения «Сиюй чжи», существование дуальной этнополитической организации отнюдь не мешало переходу представителей «правого крыла» к «левому крылу», и наоборот. «На этой линии в северных горах есть южные ветви, - фиксирует источник, - в южных горах есть северные ветви. Причина в том, что после того, как они с самого начала разделились на ветви, не прекращали грабить уйгурских купцов и (виновники) скрывались от расплаты, а управляющие (племенами) старейшины расследовали и брали (их) под арест. Своеволие к перемене места со временем стало привычкой и (откочевавшие роды) не возвращались на первоначальные места. Ныне живут смешанно ... »

Таким образом, хотя эти два территориально-политических объединения первоначально соответствовали традиционному делению кыргызских племен на «правое» и «левое» крыло, но уже в середине ХVIII в. их родоплеменной состав был довольно пестрым и мало соответствовал генеалогическим канонам.

«Правое крыло» (или северная ветвь – кыргыз) занимало в основном территорию Северного Кыргызстана и включало в себя следующие родоплеменные объединения: саяк, сары, багыш, кытай, кушчу, саруу, монолдор, солто, ават, мундуз, басыз, черик. В «левое крыло» (или южная ветвь - отуз-огул) входили родоплеменные объединения, проживавшие в пределах Южного Кыргызстана. К их числу относились кыпчак, каратегин, багыш, адигине, берю, найман, жору, теелес.

Значительное изменение претерпел этнический состав кыргызов в процессе взаимодействия с местными племенами Тянь-Шаня. Несомненно, в связи с нашествием монголов и установлением их господства погибли многие достижения культуры и экономики древнетюркских племен Притяньшанья - потомков того тюркоязычного населения, впитавшего в себя еще более древние традиции ираноязычных племен, расцвет исторической жизни которого приходился на Караханидскую эпоху. Значительная часть местного населения была уничтожена или угнана в рабство. Но все же уцелела определенная часть коренного тюркоязычного населения, сохранившая прежние хозяйственные навыки и быт. Упоминаются в источниках и тюркские скотоводческие племена, не покидавшие родных кочевий. Однако в монгольскую эпоху все они стали именоваться общим этнонимом «могол».

К числу таких тюркоязычных племен, которые, приспосабливаясь к новым политическим условиям, постепенно стали называть себя моголами, Рашид ад-дин относит уйгур, кыпчаков, туркмен, халаджей и карлуков, хотя в той же ситуации другие группы перечисленных этнических объединений сумели сохранить свои прежние самоназвания. Так, на Восточном Тянь-Шане в XV в. вновь появились племена чигиль-моголов, что свидетельствует о сохранении какой-то части одного из самых крупных союзов тюркских племен карлукской и караханидской эпохи. Имя одного влиятельного кыргызского вельможи Чигиль-бия, зафиксированное в сочинении «Тарих-и Кашгар» в связи с событиями в Восточном Туркестане в XVII в., свидетельствует об определенных генеалогических связях чигиль-моголов С кыргызскими племенами.

Некоторые древние племена в условиях господства монголов стали называться именами знатных людей из их среды, занявших видное место в могольской политической иерархии. Так, по сведениям Мухаммеда Хайдара, какието группы племени канглы стали называться «бекчик» по имени правителя Бекчика, жившего в первой половине XV в. Однако после распада государства Моголистан и перемещения на Тянь-Шань с Алтая и из Прииртышья кыргызских племен бекчики вновь возродились как канглы и вошли в состав кыргызского и казахского народов соответственно под названиями кангды и канглы.

Освободившись от политического господства моголов, древнее население Семиречья и Тянь-Шаня в сравнительно короткий исторический срок включилось в дуальную этнополитическую структуру, созданную кыргызами, восприняло общее этническое наименование и, в свою очередь, внесло в первоначальный родоплеменной состав «правого» и «левого» крыла немалые изменения. Вплоть до недавнего прошлого среди кыргызских племен и родов упоминались и те, кто в своих наименованиях сохраняли этническую номенклатуру тюркского населения Притяньшанья домонгольского времени. К их числу следует отнести следующие племена и родовые подразделения кыргызов: бичине (печенег), жедигер (игдер), ават (ива),оргу (аргу), сокулук (сугдак-согдиец), тердеш (тардуш), бостон (ср. карлукский этноним «бистан» ), мачак (ср. карлукское родовое название «мажак» ), килет (ср. карлукский этноним «гилат»), жабагы (ябагу - карлук), кангды, азык (азы - ветвь тюргешей), кытай, черик (чарук) и др.

В дуальную этнополитическую структуру кыргызов влилась и значительная часть могольских племен. В период окончательного распада государства Моголистан те могольские племена, которые больше тяготели к оседлоземледельческой культуре Восточного Туркестана и признавали власть чагатаидских ханов, еще долго сохраняли название могол и заняли господствующее положение в так называемом Могольском государстве в Восточном Туркестане. Другие могольские родоплеменные объединения, которые вели преимущественно скотоводческое хозяйство, испытывали антипатии к оседлому образу жизни, отчасти вошли в состав кочевых узбеков и казахов, а отчасти влились в этнополитическую структуру кыргызской народности. Сопоставление генеалогических преданий моголов и кыргызов, зафиксированных в «Маджму ат-таварих», показывает значительное сходство генеалогий Ак-Огула, легендарного предка кыргызских племен «правого крыла», с могольскими генеалогическими преданиями. Это свидетельствует о том, что первоначально могольские племена влились в основном В «правое крыло».

Именно эти глубокие генеалогические связи кыргызских И могольских племен в значительной мере способствовали ускорению интеграции могольских племен в рамках дуальной этнополитической организации кыргызского общества. Исследователи включают в число явно могольских И общие с могольскими компоненты в составе кыргызов: баарын, барак,дулат, кайдуулат,керейит, кушчу,монгол, монголдор, баргы, нойгут, меркит, булгачы, узунджете, туменджете и др.

Этническое смешение местных древнетюркских и могольских племен с кыргызами произошло в сравнительно короткий исторический срок, ибо в условиях подвижного полукочевого хозяйства быстро развивались экономические и культурные связи между отдельными районами Кыргызстана. Вскоре этноним «кыргыз» стал общим для всех племен Кыргызстана. Во второй половине XV - начале XVI в. сформировалась кыргызская народность со своей территорией, языком, известной экономической и культурной общностью, чему способствовал ряд факторов.

По заключению известного советского специалиста в области теории этноса академика Ю.В. Бромлея, «в объективной реальности этнос не существует вне социальных институтов, выступивших в роли его структурообразующей формы. Притом эту роль могут выполнять самые различные социальные общности: от семьи до государства». Наличие собственной структуры организованной власти в качестве необходимого и обязательного признака этнической общности как общественного явления рассматривает и большинство других исследователей этнографической науки.

В этой связи трудно переоценить роль рассмотренной выше дуальной этнополитической организации «онг канат» - «правое крыло» и «сол канат» - «левое крыло» кыргызских племен, которая, будучи специфической формой государственно-политической структуры кыргызского общества, служила ядром, вокруг которого происходила этническая консолидация. В процессе интеграции местных древнетюркских и могольских племен в рамках дуальной этнополитической структуры постепенно созревало этническое самосознание последних, что нашло отражение в новых вариантах племенных и общекыргызских генеалогических преданий («Маджму ат-таварих») и в двойных наименованиях ряда родоплеменных объединений (кыргыз-кыпчак, кыргыз-кытай, отуз-уул-кушчу и др.).

Определенную роль в консолидации пришлых и местных компонентов в единую народность сыграла религия ислам, распространение которой всячески поддерживалось правящей верхушкой кыргызского общества для обоснования и укрепления своей власти над всеми племенами Притяньшанья.

Как показывают достаточно подробные сведения агиографических сочинений, составленных в Восточном Туркестане и Фергане в XVI-XVIII вв., таких как «3ийа ал-кулуб», «Джалис ал-муштакин», «Рафик ат-талибин», «Тазкираий ходжаган», «Актаб-и Тоглук-Тимур-хан» и др., исламизация пришлых кыргызских племен завершилась не позднее первой половины ХVII в. под влиянием новой конфессионально-культурной среды Восточного Туркестана и Средней Азии, благодаря активной миссионерской деятельности суфийских шейхов, подвизавшихся в этом регионе.

130426_1 В историографии Кыргызстана до сих пор господствует мнение о том, что у подавляющего большинства кыргызского населения не было религиозной приверженности исламу и она насаждалась исключительно в интересах правящего класса. Безусловно, кыргызские феодалы использовали ислам, с одной стороны, для укрепления своей власти над всеми родоплеменными объединениями Кыргызстана, а с другой - для упрочения своего статуса среди других среднеазиатских и восточно-туркестанских государств. Но в то же время следует признать, что для самосохранения и дальнейшего развития как самостоятельный этнос в этнополитической структуре Среднеазиатско-восточнотуркестанского региона кыргызский народ должен был адаптироваться в культурной среде народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. А основой всех сторон духовной и материальной культуры народов этого региона являлась идеология ислама. К тому же местные древнетюркские и моголъские племена Тянь-Шаня также давно исповедовали ислам.

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

03-05-2013
Происхождение кыргызского народа
(часть 3)
114950

18-04-2013
Происхождение кыргызского народа
159286

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×