Логин/E-mail
Пароль

Просмотреть все материалы
в рубрике «Код Кыргызов».

Проект реализуется в партнерстве с национальным мобильным оператором
MegaCom с апреля 2013 года
11:55 (02.04.2012)
Аттила – предок кыргызов
(часть XXI)
Амангельды Бекбалаев

Начало

Часть XX

В-третьих, о значительной роли древнекыргызских племен сабиров и акациров в образовании и становлении кыргызского этноса. Если о первом из них – сабирах – уже упоминалось как одной из трех этнических компонентов, составивших основу гуннского народа, то о втором известно лишь то, что оно предпочитало жить в лесостепной зоне, чуть севернее Великой степи, у истоков рек и их притоков, и, видимо, вначале имело угорские корни и только в II–III вв. вошли в состав гуннов [см.: Гумилев Л.Н. «Ритмы Евразии», 1993, с. 504–505].

Буквально на днях известные кыргызские ученые-лингвисты, занимающиеся проблемами кыргызоведения и тюркологии (сравнительной тюркологии), А.Акматалиев, С.Мусаев, А.Ибраимов и др., осуществили издание I-тома «Словаря тюркских языков» [«Түрк тилдеринин сөздүгү», I-том, Бишкек, 2001] известного нашего земляка из средневековых времен Махмуда Кашгарского (кстати, именно он впервые в языкознании обосновал, ввел и применил сравнительно-сопоставительный метод еще в XI в., в то время как в Европе данный метод был использован только в XIX в.).

К данному изданию прилагается карта земель, народов и языков, составленная самим автором Махмудом Кашгарским. И на этой карте восточнее Волги (Эдил) и степей (чөлдөр) мы находим наименования двух небезынтересных нам народов: сувары и кыпчаки. Кыпчаки – это самоназвание многих гунно-тюркских племен и народностей, которое они взяли себе после распада Гуннской империи, а именно, название по способу ведения сражения, обхвату – кыпчап – с разных сторон, который большей частью приносил им победу. А сувары – это видоизмененное от «сабиры», возникшее вследствие диахронического (историческо-лингвистического) перебоя тюркских гласных.

Махмуд Кашгарский называет в своем труде народности и племена XI в., среди наименований которых мы встречаем названия: кыргыз, кыпчак, сувар, уйгур.

Этноним «кыргыз», бывший общим, родовым обозначением всех древнекыргызских народностей и племен, стал с начала VII в. именем конкретного народа, расселившегося на Тянь-шане, и в таком качестве зафиксирован в «Түрк тилдеринин сөздүгү» Махмуда Кашгарского в XI в.

А что касается этнонима «уйгур», то мы полагаем, что оно тоже является видоизмененной формой названия одного из древнегуннских племен «угуры» (угоры), поскольку также, к примеру, как и кыргызы, они имеют в этнической структуре европеоидной компонент – только если кыргызы имеют его в структуре ДНК, то уйгуры (угуры, угоры) в своем антропологическом облике: «По антропологии уйгуры не однородны; они относятся к европеоидной расе с различной степенью монголоидной примеси у разных групп» [Бизаков С. «Ветви одного могучего дерева», Алматы, 2002, с. 231].

Однако лучше всего предоставим слово самому автору, замечательному тюркологу–энциклопедисту, нашему известному во всем научно-лингвистическом мире великому земляку Махмуду аль-Кашгари: «Кыргыз, кыпчак, өгүз, тохсы, ягма, чыгыл, ограк, чарук уруулары бир эле түрдүү таза түрк тилинде сүйлөшөт. Йемек менен башкырт тилдери алардыкына жакын. Урум өлкөсүнүн жанындагы булгар, сувар, беченектердин тилдери болсо, сөздөрүнүнү аягы ыкчам, өзүнчө бир түркий тил десек болот.

Тилдердин жеңили өгүз тили, тохсы жана йагма тилдери таза жана туура. Ошондой эле, Или, Иртыш, Ямар, Волга өрөөндөрдө уйгур шаарларына чейинки аймактарда жашаган элдердин тилдери да ошол түркүмгө кирет» [Кашгари М. «Түрк тилдеринин сөздүгү», I-том, Бишкек, 2001, 89 б.] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Нас же особо интересуют здесь сувары, называвшиеся во II–VI вв. сабирами, поскольку, по нашей версии, именно сабиры стали одним из этнических столпов гуннского народа, а впоследствии и древнекыргызской народности, равно кыргызов современных.

В трилогии Аммиана фон Бека «Гунны» сабиры, а вместе с ними и акациры, упоминаются среди пяти племен, «…которые были в состоянии собрать под свои боевые знамена воинские подразделения – тумены численностью в 10 000 человек» [Бек фон А. «Гунны», кн. I, Бишкек, 2009, с. 208]. При этом сабиры, равно и акациры, являлись всегда основной ударной силой, действовавших в центре сражения (согуштун, чабыштын, салгылаштын ичинде), переламывавших ход сражения в свою пользу. «Сабиры славятся абсолютным бесстрашием и полным презрением к смерти. Когда идут сабиры и авациры, враг сломлен уже духовно только от одного их присутствия» [цит. соч., кн. III, т. II, с. 294].

Вот почему до сих пор у всех тюркоязычных народов сохранилось пожелание «Сабир (сабыр) бол!» (Будь мужественным, как сабир).

Если в составе Гуннской империи славные имена сабиров и акациров, нагоняющие дикий ужас на их противников в бою, имели над собой общее для всех древних тюрков (древних кыргызов) обозначение «гунны», то после распада степной державы имя сабиров, кыргызов-сабиров, возникает в истории как одноименное с названием владения, небольшого государства. «Единое гуннское государство раскололось на отдельные владения – хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское» [Кузембайулы А., Абилов Е. «История Казахстана», Алматы, 1996, с. 40] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Как большой сколок бывшей могучей Гуннской империи сабиры упоминаются в связи со столкновениями их с бывшими союзниками по гуннскому племенному союзу сарагурами, гурами и оногурами в 461–465 гг. [Бернштам А.Н. «Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана», т. II, Бишкек, 1998, с. 438]. Также упоминаются в это время и акациры: «Часть сарагуров и акатиров уже вела борьбу с народами Кавказа» [цит. соч., с. 434] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Упоминаются кыргызоязычные сабиры в конце V-начале VI в.: «Сабиры продвинулись по лесостепной зоне до Десны и остановили движение антов на восток, хотя анты были союзниками гуннов» [Гумилев Л.Н. «Ритмы Евразии», М., 1993, с. 504] [подчеркнуто нами. А.Б.].

И сабиры, и акациры пережили в Прикаспийской низменности большое природное бедствие – наводнение: «Итак, оптимизация природных условий Великой степи привела к беде три этноса: сабиров, булгар и акациров» [цит. соч., там же] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Называется также конкретное место первоначального поселения сабиров до перекочевки их в Прикаспийскую низменность в конце V в.: «Кроме утигуров и кутригуров существовала и третья гуннская орда в районе Северного Кавказа – сабиры или савиры (саберои)» [Вернадский Г.В. «Древняя Русь», М., 2000, с. 170] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Блестящий русский историк XIX в. Н.М. Карамзин, давший напутствие и благословение гению русской поэзии А.С. Пушкину, упоминает в I-томе своей «Истории государства Российского» пришедших из Европы в Южнорусские степи в начале VI в., после развала Гуннской империи, гуннов-огоров и киргизов: «Вместе с другими Ордами зависели от Дизавула Киргизы и Гунны-Огоры» [Карамзин Н.М. «История государства Российского», т. I., М., 1989, с. 42]. Мы полагаем, что гуннокыргызы, а точнее, сабиро-кыргызы, названы здесь своим обобщенным, родовым именем – этнонимом «кыргыз».

Кыргызоязычных сабиров можно считать одними из родоначальников не только кыргызских племен и кыргызского народа, но и тюркоязычных чувашей: «Этническую основу чувашей составили тюркоязычные племена булгар и суваров, пришедшие в первом тысячелетии нашей эры из приазовских степей в лесостепные районы Волго-Камского междуречья и ассимилировавшие местное финно-угорское население» [Бизаков С., цит. соч., с. 315] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Кыргызоязычные сабиры (сувары) были и в первом этническом пласте турецкого народа: «Тюркские племена стали проникать в Малую Азию с конца IV в. Шли они самыми разными путями – через Кавказ и Иран, через Причерноморье и Балканы. Их появление в Малой Азии было в частности, связано с Великим переселением народов, походами гуннов Аттилы и вторжениями в Малую Азию в VI–VII вв. больших масс булгар и суваров» [Петросян Ю.А. «Османская империя», М., 2003, с. 11] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Это те самые сабиры (сувары), которые еще в XVI в. сохранили в составе бурно развивающегося турецко-османского этноса свою самоидентичность. Но лучше всего слово писателю и историку А.фон Беку:

« Глава XIV. Год 1546

Великий султан Сулейман Великолепный принимает участие в османо-сабирском празднике урожая – сабантуе.

На противолежащем от Истанбула малоазийском берегу уже свыше двух поколений тому назад расселилось и осело на земле в местечке Каныкей исконно османское племя кочевых сабиров, сказители-бахши и певцы-ашуги которого могли часами и днями громко воспевать, подыгрывая себе на древнем сабирском трехструнном музыкальном деревянном инструменте кобызе, величайшие воинские подвиги и деяния самого знаменитого из тюркских воителей Адиллы-бахадыра, который там далеко на севере, в стране славян и алеманов, и там далеко на западе, в стране румийцев и франков, защищал угнетенные народы от неправедного отношения и несправедливых поборов со стороны их жестокосердных соседей, вступая в битву со своими боевыми гуннско-сабирскими отрядами на крепконогих конях и со сверкающим в руках оружием; выпущенные сабирскими воинами-аскерами тучи стрел на недолгое мгновение даже заслоняли землю от солнца. Пользуясь своим неотъемлемым старинным правом присутствовать при короновании и опясывании мечом Османа очередного турецкого султана, глава племени сабиров почтенный вождь Огланмай Йылмаз пригласил десятого правителя из Османского Дома, великого султана Сулеймана Кануни на праздник осеннего урожая – сабантуй; ведь общеизвестно, что участие сабирского бега при султанском восхождении на трон должно быть, как и все в этом подлунном мире, уравновешено участием самого султана в организуемом сабирами сабантуе.

Племя османских сабиров – лихих конников пользовалось в турецкой державе огромным уважением, боевые сотни и тысячи этого племени решали исход многих битв в пользу османов. И поэтому нередко наименование этого племени «сабиры» воспринималось в другом значении: конница, кавалерия, верхоконное войско. И когда коренные турки говорили своим сыновьям, напутствуя их на войну: «Сабир бол!», подразумевали лишь: будь терпеливым, выдержанным и храбрым» [Бек фон А. «Хайреддин Барборосса – легендарный османский адмирал», кн. II, Бишкек, 2009, с. 320] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Поясним подчеркнутые нами места: «Великий султан Сулеман Великолепный» (о котором мы еще особо выскажемся ниже) повелевал в описываемое время «османским племенем кочевых сабиров», в то время как более одного тысячелетия ранее «знаменитый тюркский воитель Адилла – бахадыр» предводительствовал «своими боевыми гуннско-сабирскими отрядами». Выявляется, что сабиры, равно их глава, были на привилегированном положении в составе могущественной Османской империи, коли они пользовались «неотъемлемым старинным правом присутствовать при короновании и опоясывании мечом Османа очередного турецкого султана». А теперь заглянем в турецко-русский словарь и найдем слово «süvari» (сувары), которое обозначает: кавалерия [Рыбальченко Т.Е. «Турецко-русский и русско-турецкий словарь», М., 2002. с. 276].

Это те самые сабиры-сувары, которые, воюя только верхом, завоевали себе великую славу, наряду с янычарами – пехотинцами, – морскими десантниками и – артиллеристами, и эта слава побудила турецких государей, начиная с XIV в. выделять старшим и средним сыновьям сабиров немалые ленные владения (младшие по степному адату – своду установленных правил – наследовали отцовское имущество и земли), с тем, чтобы обеспечить их самих и их непосредственные дружины средствами на закупку боевых коней, амуниции и оружия. Данное ленное сословие носило в Османской империи обозначение «сипах» (ср. кырг.: «сыпайы, сыпа: 1) конный воин; 2) благородный, высокопоставленный, честный» [Юдахин К.К. «Киргизско-русский словарь», кн. II, Фрунзе, 1985, с. 182].

С точки зрения этнолингвистики древний этноним «кыргыз», таким образом, выступает как обобщенное родовое имя, как «фамилия» племени, которую могут иметь родственные по происхождению и языку племена, а этноним «сабир» (сувар) выступает как имя конкретное, видовое, как «имя собственное» племени, оно принадлежит только ему. Следовательно, несколько или много племен могут иметь одну общую «фамилию», в нашем случае фамилию – этноним «кыргыз», а конкретные же имена, в нашем случае, имя собственное – этноним «сабир» (сувар), или же этноним «акацир», могут забываться. Племена могут в своем диахронно-историческом развитии переходить на другие имена, но общую фамилию они всегда сохраняют.

Аналогичное мнение, только с географической ориентированностью, высказывает известный советский историк – летописец кыргызкого народа С.М. Абрамзон:

«Самая большая трудность при решении этого вопроса состоит в том, что носители этнонима 'кыргыз' (по крайней мере, в XVI–XVII вв.) жили одновременно в Южной Сибири, Восточном Туркестане, на Тянь-Шане, Памиро-Алае, в Средней Азии и казахских степях, в Приуралье (среди башкир), т.е. на весьма отдаленных дрг от друга территориях. Уже этот факт свидетельствует, это этническая история киргизов представляла собой длительный многогранный процесс, тесно связанный с историей формирования многих других племен и народов как Средней и Центральной Азии, так и сопредельных областей. Взятое само по себе, в отрыве от конкретного этнического содержания, вне окружающей этнокультурной среды и без учета хронологии, название народности едва ли может послужить отправным пунктом для глубоких изысканий» [Абрамзон С.М. «Киргизы и их этногенетические и культурно-исторические связи», Фрунзе, 1990, с. 31].

В становлении кыргызского народа, а вначале гуннокыргызского этноса, вне всякого сомнения, сыграли значительную роль сабиры, обозначенные у Махмуда Кашгарского в XI в. как «сувары». Вспомним, что сабиры (сувары) описываются во всех вышеперечисленных источниках как народ азиатский, а, следовательно, как народ монголоидного типа.

Аммиан фон Бек отличает монголоидных сабиров и европеоидных гуннских биттогуров, готовящихся к последнему в своей жизни сражению, когда враг превосходит их в 20 раз: «О, великий небесный Тенгири-хан! Смотри и гордись, как отважны твои сыны-гунны! Их ровно сто: девяносто девять светловолосых, голубоглазых и синеглазых биттогуров и темноволосый и черноглазый сабир» [Бек фон А. «Гунны», кн. I, Бишкек, 2009, с. 156].

По версии Аммиана фон Бека, мать Аттилы ханыша Чури, имя-оберег которой обозначало «дочь раба» (ср. кыргызское «чүрөк», претерпевшее семантическое и звуковое изменение), происходила из племени сабиров, она описывается как женщина с монголоидным типом лица:

«Благообразная темноволосая, с легкой проседью ниспадающих из-под баштангы толстых кос, еще стройная ханыша Чури с большой радостью встретила своего первенца и единственного мальчика Аттилу. Слезы навернулись на ее черные блестящие, по-сабирски чуть раскосые глаза, когда она обняла сошедшего с лошади сына и прижала его к сердцу. Только в одном был похож на нее ее единственный и драгоценный сын, которого она уже не видела около двух лет (он постоянно находился в военных походах и в разъездах по государственным делам) – темноватым цветом волос; во всем же остальном, а особенно широкими голубыми глазами, формой носа и непреклонностью характера, дорогой сынок являлся, по мнению любящей матери, точной копией своего безвременно ушедшего на небеса отца Мундзука» [Бек фон А. цит. соч., кн. III, т. I, с. 18] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Мы уже показали ранее, что упоминание о сабирах очень часто встречается у многих историков и гуннологов. Это и понятно – сабиры одно из самых многочисленных гуннских племен, могущее самостоятельно выставить на войну огромное воинское подразделение в один тумен – 10 000 воинов, обладающее непрекословным и непререкаемым авторитетом среди прочих гуннских племен и родов. Сабиры – непременные участники всех сражений, которые давали гунны, как в Азии, так и в Европе.

О европеоидных кыргызоязычных динлинах, упоминаний о которых в предпоходный период и в самом начале европейского похода гуннов и так было немного, во времена вторжения гуннов в Европу уже в никаких летописных источниках ничего не сообщается. По всей вероятности, они растворились и ассимилировались в других более «пассионарных» (термин Л.И. Гумилева), то есть энергичных и генетически живучих, гуннских племенах и народностях.

Большинство гуннских народностей, племен и родов приняли самоназвание «кипчаки» (кыпчаки), которое вначале обозначало, как мы неоднократно упоминали, надежный способ ведения сражения, охватывая противника с разных флангов, включая глубокий круговой обхват – «кыпчап» (охватить вокруг). И поскольку такой вид маневра на поле боя приносил гуннам большей частью только победу, то постольку называться «кыпчаком» (тот, кто побеждает) было почетно среди гуннских племен.

В русской исторической традиции «кыпчаки» известны со времен средневековья: «Половцы (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. – в юж.-рус. степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Ранний феодализм. Совершали набеги на Русь в 1055 – нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103–16. Возобновились во 2-й пол. 12 в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию)» [«Советский энциклопедический словарь», М., 1984, с. 1029] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Все гуннские кыпчаки принадлежат к монголоидно-европе-оидному переходному типу, они составили в средние века основу многих народов: татар, башкир, карачаевцев, балкарцев, гагаузов, ногайцев, кумыков, туркменов, узбеков, казахов, также кыргызов, и многих других, участвовавших в Великом европейском походе гуннов на запад (термин «Великий европейский поход гуннов» образован нами по аналогии с термином: «Великое переселение народов», первопричиной которого явилось гуннское вторжение в Европу). Гуннские кыпчаки явились при этом не только одними из родоначальников вышеозначенных тюркоязычных народов, но и сохранили при этом свои племенные структуры и общее обозначение «кыпчак» во всех данных тюркских народах, в которые они входили. К примеру, имеются кыргызские кыпчаки, проживающие компактно на юге Кыргызстана и в восточной части Синьцзян – Уйгурской автономной области Китая; узбекские кыпчаки расселились в Ферганской долине, а казахские кыпчаки имеются в каждом жузе, т.е. равномерно распределены по всем областям Казахстана. Вспомним также, что первый президент Туркменистана Сапармурад Ниязов происходил из туркменского племени кыпчак, а также из села под одноименным названием.

Еще раз отметим, что «киргизское же племя кыпчак явно обнаруживает свою связь с племенами 'алтайского присхождения' «[Абрамзон С.М. «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи», Фрунзе 1990, с. 55].

Таким образом, более усиленное влияние монголоидного облика сабиров, равно и акациров, а также определенное влияние монголоидно-европеоидного типа кыпчакских племен на этническую структуру кыргызов, средневековых кыргызов (при низведении на нет европеоидного динлинского этнического компонента) способствовало становлению современного монголоидного типа кыргызского этноса. А европейский набор хромосом в ДНК от 20 до 40 % сохранился со времен европейского похода гуннокыргызов и некоторого смешения их с подвластными им соседними европейскими народами и народностями готов, герулов, гепидов и других германцев, аланов, римлян, эллинов (греков), антов, венедов и др. Здесь уместно привести высказывание Л.Н. Гумилева: «Тюрки за тысячу лет одержали много побед, захватили много женщин, дети которых становились тюрками» [Гумилев Л.Н. «География этноса в исторический период», Л., 1990, с. 172], с поправкой на то, что речь идет о древнетюркских, древнекыргызских племенах – потомках гуннов в VI–VIII вв., которые обозначаются у него как «тюрки».

Часть XXII

Амангельды Бекбалаев, доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета.

Проект реализуется в партнерстве с национальным мобильным оператором
MegaCom с апреля 2013 года
Нравится
Комментарии
Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться (зарегистрируйтесь, если еще не имеете аккаунта в системе АКИпресс)
Регистрация
Войти
17.10.2014
Жаркынай Куват
Мы знакомы 100 лет
Комм.: 8 | Просм.: 909

Просмотреть все материалы
в рубрике «Мнение читателей».