Добавить статью
6:12 28 Марта 2012 14300
Сакские следы на тканых узорах
(продолжение)

Предыдущая часть

Следовательно, змеи на руках у женщин, тоже имеют прямое отношение к сакам. И это вовсе не драконы, как об этом заявляет Ю.Д.Баруздин По крайней мере, они совсем не похожи на тех драконов, которые изображаются дальневосточными народами. А именно туда метят авторы книги "По следам памятников истории и культуры Киргизстана", когда утверждают: «Изучение узорных шелковых тканей раскрывает новое в сложных процессах, происходивших в дальневосточном шелкоткачестве в III-IV вв. н.э.» (По следам памятников истории и культуры Киргизстана. Под ред. д. и. н., профессора В.М.Массона и д. и. н. В.М.Плоских, Ф., «Илим», 1982, с. 52.).

Никакое это не дальневосточное шелкоткачество, а самое что ни есть местное производство. И в карабулакско-ворухской, и во всей древнеферганской культуре особое место отводилось шелкопрядству и шелкоткачеству. Кажется, мы уже говорили о развитой традиции ткачества и сравнительном совершенстве станка у жителей Кара-Булака. Да и о древнем государстве Давань в мархаматский период (I-IV вв. н.э.), который является временем расцвета культуры Ферганы, в письменных источниках сообщается: «Там употребляют и шелк, и лак, но не умеют отливать чугунных изделий». (Бичурин (Иакинф) Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М. – Л., 1950, с. 188.).

120328uzor_1 Ну, да бог с ним, с чугунными изделиями: здесь правильнее было бы, наверное, говорить о проявлении тотемизма в прикладном искусстве саков, нежели о дальневосточном влиянии или привозном товаре. В научной литературе, например, известное распространение получило мнение о пережитках тотемизма как основе скифского (сакского) звериного стиля. (См. Черников С.С. Загадка золотого кургана. М., 1965, сс. 56, 136-137; Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М., 1967, с. 129.)

Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь, существующую между определенными животными, растениями и даже неодушевленными предметами и родственной группой людей, которая якобы ведет от них свое происхождение. «Полагают, что пристрастие лишь к определенным видам животных в зверином стиле связано с тем, что они являлись тотемами скифских родов. Но тотемизм характерен в основном для ранних этапов развития человечества. Скифы давно их миновали. Поэтому в лучшем случае можно говорить про отдаленные пережитки тотемизма, первоначальное значение которого было давно забыто». (Хазанов А.М. Золото скифов. М., 1975, с. 82.)

120328uzor_2 Выходит, в карабулакско-ворухской культуре в начале первого тысячелетия н.э. все еще сохранялось сакское представление о мире, о происхождении народа. Ведь еще изначально в сакской культуре появились свои предпочтения: «Из травоядных чаще других встречаются олень и горный козел... Очень частым было изображение головы коня… Изображения волка, следовавшие традиционной схеме свернувшегося хищника, изредка появляются с начала V в. до н. э.» (Хазанов А.М. Золото скифов. М., 1975, сс. 55-56.)

На основании сказанного вполне допустимо предположение, что на вышивке изображена мать-прародительница сакского племени. Это божество показано также со змеевидными существами, символизирующими ее плодородие.

Не вызывает сомнения, что коллекция тканей из Кара-Булакского могильника имеет большую научную ценность. В настоящее время это первая находка, которая позволяет составить представление о значительном развитии в древности традиций ткачества на территории Кыргызстана. И не стоит вытягивать за уши всякие ошибочные предположения о каком-либо заимствовании или импорте товара, как это пытаются делать некоторые ученые нашего первого типа. А то они готовы поверить в любую чушь о чужеземном следе, чем пытаться найти внутренние ресурсы, которые всегда имеются у местного населения.

120328uzor_3 Потому и появляются такие экзерсисы, вроде того, что: «Другая камчатая ткань составляет центральную часть сшитого изделия («кисет», как оно было названо Ю.Д.Баруздиным). Ткань красного цвета. Орнамент ее – чередующиеся ряды фронтально расположенных человеческих фигурок со стилизованными головными уборами (короны?) и крестообразных фигур. Ряды разделены ромбовидными лентами, состоящими в свою очередь также из ромбов. Подобная композиция из рядов фронтально расположенных человеческих фигур для орнаментального искусства ханьского времени (II в. до н.э. – II в. н.э.) нехарактерна, и среди известных нам тканей той эпохи не встречается».

Тогда для чего, спрашивается, все это городилось? А вот, оказывается, для чего: «Ряды фронтально расположенных человеческих фигурок имеются на камчатой ткани из находок А. Стейна в Астане (Синцзянь), датированной оттиском монеты Юстиниана I (527-565 гг.). Подобная композиция, как нам кажется, ведет свое происхождение от средиземноморской, скорее всего, от коптской традиции. Рассмотренный орнамент, как и на многих других тканях эпохи Шести Династий (III–VI вв.), отражает весьма значительное влияние ткацкого искусства Восточного Средиземноморья на орнаментальные сюжеты тканей того времени». (По следам памятников истории и культуры Киргизстана. Под ред. д.и.н., профессора В.М.Массона и д.и.н. В.М.Плоских, Ф., «Илим», 1982, с. 50.). Странно только, как это изделия VI в. н.э. могли повлиять на сюжеты тканей, относящихся к III-IV вв. н.э.

Или еще: «Одна из вышивок по шелку сохранилась в нескольких кусках и фрагментах. На ней темными нитками, которые к настоящему времени почти не сохранились, на красном фоне вышиты ряды антропоморфных фигур, изображенных в профиль, с какими-то предметами в руках. Под и над ними – стилизованные шестилепестковые цветки, кружки и трилистники. Стоящие в ряд человекоподобные существа, без сомнения, являются божествами-сян даоского пантеона. У сян на кара-булакской вышивке характерная шапка в виде фригийского колпака и птичий профиль. Остроконечные полы их одежды – это, по всей вероятности, стилизованное оперение. Очень часто сян изображаются с растением или с сосудом с эликсиром бессмертия в руках. Загадочный предмет, который эти божества держат в руках на нашей вышивке, также должен иметь какое-то отношение к эликсиру бессмертия.

Шестилепестковые цветы – стилизованные изображения цветов водяного каштана. Эти цветы часто встречаются в орнаменте дальневосточных бронзовых зеркал раннего средневековья.

Таким образом, рассматриваемая вышивка являет собой (как и бронзовые зеркала) амулет, долженствующий отгонять от его владельца злых духов и способствовать долгой жизни». (Там же)

Вон уж куда хватили! Хотя ларчик открывался очень просто…

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
10666

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9047

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
9472

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
9707

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16122

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11295

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
9825

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11097

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18013

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
18955

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×