Добавить свою статью
3 Января 2011
Я всегда его буду помнить
sadirkulov
Из книги "Он ушел непокоренным"

С Медетом Чокановичем Садыркуловым я впервые познакомился в 1997 году, когда его назначили директором Государственной налоговой инспекции КР. Коллективу инспекции тогда его представил Джумагулов А.Д, работавший в то время Премьер-министром и когда он зачитывал автобиографию Медета Чокановича, я с интересом наблюдал за ним, и первое мое впечатление о нем было, что это очень жесткий и властный руководитель. В тот день, обсуждая с коллегами это назначение, мы по простоте своей недоумевали – как могли назначить руководителем фискального ведомства историка по образованию и не имеющего опыта работы в финансовых институтах. Совсем скоро мы поняли, как глубоко ошибались.

С первых же дней работы Медет Чоканович показал себя как умелый, сильный, и, как принято сейчас говорить, креативный руководитель, очень ответственно относящийся к своим обязанностям. На работу он всегда приезжал на час раньше положенного времени, чем удивлял тогда многих, порой засиживался допоздна, вникая в детали и тонкости работы. Помню, когда он знакомился с руководителями управлений и отделов аппарата, он пригласил меня к себе на собеседование, я возглавлял тогда Управление организационно-инспекторской работы, и спросил: «Чем ты занимаешься?». Я ответил: « Налоговой политикой» и вкратце обрисовал текущую ситуацию и задачи на перспективу. В разговоре с ним, я заметил, что он очень внимательный и проницательный. Работать с Медетом Чокановичем было непросто, но в тоже время интересно и, как говорят, в «кайф». Непросто, потому что он был очень требователен к выполняемой работе и строго за это спрашивал, мог озадачить нестандартными вопросами, порой помнил все до деталей, иногда мог рассердиться и поругать по-мужски крепко за дело, но потом быстро отходил.

Легко потому, что очень уважительно относился к сотрудникам, быстро улавливал и вникал в суть вопроса, ставил четкие и понятные задачи, быстро решал возникающие проблемы, в трудные моменты мог подсказать, посоветовать, дать не только критичную, но и справедливую оценку, сказать в нужный момент доброе слово. Я думаю, многие сотрудники тогда работали с большим энтузиазмом, с удовольствием. Многих перспективных молодых ребят он тогда поддержал, воспитал и направил на ответственные самостоятельные участки в системе налоговой службы (Гайпкулов И., Аташев Т., Султанкулов Р., Кадыралиев А., Абдыкаимов О., Абылгазиев Т., Кутанов Т. и др). В те годы он познакомил меня со своим другом - Сергеем Степановичем Слепченко, большим умницей, аналитиком и, несмотря на свою кажущуюся суровость, необыкновенно скромным и добрым человеком, который впоследствии станет мне близким другом и внесет значительный вклад в написании моей кандидатской диссертации.

Хочу отметить, что под руководством Медета Чокановича налоговая система во многом преобразилась, в ее работе произошел существенный прогресс, появилась положительная динамика в развитии. За период работы 1997-1999 годы было внесено множество поправок в сырой, накануне принятый Налоговый кодекс, в части упрощения налоговых процедур и улучшения налогового администрирования, налажены более тесные контакты с налоговыми службами стран СНГ по обмену опытом и информацией, заключены партнерские соглашения с другими ведомствами, созданы предпосылки для диалога и обсуждения с тогда еще только создающимися бизнес-ассоциациями. Имидж и авторитет налоговой службы достиг тогда небывалых высот. Многие мои коллеги налоговики до сих пор тепло вспоминают об этом периоде времени.

Примечательный момент, как-то летом 1997 года обсуждая с ним рабочие вопросы, он обратил внимание на сборник нормативных документов и инструкций по налогам и спросил: «Очень полезная книжка, а кто ее редактор, кто составил подборку?» Я ответил, что это Жалгасова Екатерина Мухангалиевна, раньше работала в Минфине, в Налоговой инспекции, позже переехала в Россию, работает в налоговой инспекции: «Кстати она сейчас у меня в кабинете, приехала в отпуск родных и друзей повидать». Он тогда сразу сказал: «Бакыт, дорогой! Такими кадрами нельзя раскидываться, их нужно лелеять, растить, поддерживать, а ну-ка пригласи ее ко мне»….. Через месяца полтора к моему большому удовольствию она уже работала в инспекции в нашем управлении и потом уже везде, где бы ни работал Медет Чоканович, она будет всегда рядом с ним, как незаменимый его помощник и верный друг. Медет Чоканович дорожил настоящей дружбой, ценил в людях искренность, порядочность и преданность, ненавидел лицемерие и не прощал предательство.

Позже, мне довелось поработать под руководством Медета Чокановича еще два раза, в Счетной палате в 2000 году и в Администрации Президента в 2007-2008гг. В Счетной палате я проработал с ним полгода, затем его «ушли» недоброжелатели и позже отправили в «почетную ссылку» послом в Иран. Я сразу же уволился по собственному желанию и занялся наукой, в 2002 году вернулся в Налоговую инспекцию. Когда он работал в Посольстве, мы часто с ним переписывались, при возможности встречались, обсуждали разные интересные темы. Он часто звал меня в гости к себе в Тегеран, приглашал посетить Посольство в Иране, очень сейчас сожалею, что не смог этого сделать. От других, в том числе и от дипломатических работников я часто слышал о нем много хорошего, о его продуктивной работе на дипломатическом поприще, о том, как немало он сделал в развитии внешней политики Кыргызстана.

В апреле 2007 года Медет Чоканович, он тогда только возглавил Администрацию, пригласил меня работать в Администрацию Президента в отдел экономической и социальной политики, где им была собрана профессиональная молодая команда во главе с Азаматом Дикамбаевым. Работая в отделе, я прошел хорошую школу.

По его инициативе 2008 год стал началом масштабных реформ по многим направлениям экономики и социальной сферы, которые, надо признать, после его ухода были частично свернуты. По его инициативе были разработаны антикризисные меры 2008 года, принят пакет мер по защите и поддержке бизнеса, проведена реформа налоговой системы. Благодаря его личному вкладу укрепились внешнеэкономические взаимоотношения с партнерами. Медет Чоканович видел на несколько шагов вперед и не боялся брать ответственность за проводимые изменения в стране.

Хотел бы привести всего лишь один пример. В 2008 году разрабатывался новый Налоговый кодекс, нами было предложено значительное снижение налогового бремени на налогоплательщиков. Медет Чоканович ознакомившись с расчетами, согласился и поддержал. Это было ответственное и непростое решение. В результате в 2009 году количество видов налогов было сокращено почти в два раза, ставка НДС с 20% была понижена до 12%. Конечно существовал фактор риска потерь бюджета, но практика показала, что это был оправданный шаг, налоговая база, существенно расширилась, при этом бизнес в целом поддержал такие реформы.

Я убежден, что его решительность, принципиальность, умение трезво оценивать ситуацию, его сила убеждения повлияла на многие решения и дала положительные результаты. Масштаб его мышления выходил далеко за рамки обыденности. Он всегда ставил интересы страны выше личных.

Медет Чоканович был очень работоспособным, а в жизни и общении жизнерадостным человеком, он очень любил и ценил свою семью. В компании его друзей чувствовалось, что он явный лидер, он буквально заряжал всех своей положительной энергетикой. У него был заразительный смех и тонкий юмор. Все мы помним его коронные, часто употребляемые слова «дорогой», «колхозник», «железка», причем, когда он на кого-то сердился слово «дорогой» имело иносказательный смысл.

31 декабря 2008 года я встретился с Медетом Чокановичем в кафе, к нам присоединились Искендер Гайпкулов и Сергей Слепченко. Разговаривая, узнали, что он собирается уйти в отставку. Мы очень долго обсуждали, всячески отговаривали его, видно было, что у него многое накопилось, он был не согласен со многими тогда происходящими вещами, с проводимой тогда политикой, чувствовалось, что он сильно переживал за страну, как будто что-то предчувствовал.

А в начале января он подал в отставку, после этого мы несколько раз встречались, созванивались. Последний раз мы общались в конце февраля. Помня о новогодней посылке-предупреждении и зная, что его безопасность под угрозой, прощаясь, я сказал ему: «Медет Чоканович! Ну их к черту, они же на все способны!». Он тогда ответил: «Не переживай, Бакытик, у них духу не хватит»…..

Безусловно, Медет Чоканович, обладая твердым характером, волевыми и деловыми качествами, блестящими организаторскими способностями очень многое сделал и сделал бы еще для развития и процветания нашей страны. Он был выдающимся государственным деятелем. Мы его очень любили и гордились им. Многим людям он помог, дал путевку в большую жизнь, в том числе и мне.

Я часто о нем думаю. Он был и остается для меня учителем, наставником, старшим братом. Я многому у него научился. Он навсегда для меня останется яркой, незаурядной личностью, человеком чистым и светлым. Я всегда его буду помнить.

Аширов Бакыт,

Аудитор Счетной Палаты

Кыргызской Республики

09.11.2010 г.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×